Термины, относящиеся к применению эфирных масел в парфюмерии
Attar (Otto) | От древнего персидского слова «пахнуть приятно» Attar или Otto относится к эфирному маслу, полученному дистилляцией, в частности болгарской розы, чрезвычайно драгоценного материала в парфюмерии. |
FEMA | Ассоциация Производителей ароматов и экстрактов (Flavour And Extract Manufacturers Association). |
Food Grade | Градация качества эфирного масла, пригодного для применения в парфюмерной и пищевой промышленности. |
Fougere | Композиция ароматов, использующее ноту дубового мха, объединенного с травяной нотой типа лаванды и кумарина. Предложена Houbigant для «Fougere Royale» столетие назад. Очень популярная структура для мужских ароматов. Например, Paco Rabbane pour Homme. |
Powdery | Эффект, появляющийся при смешивании тяжелой сладкой и древесной ноты с легкой нотой цитрусового, фруктового или легкого зеленого направления (ваниль и лимон; ваниль, герань и иланг-иланг). |
Rose de Mai | Традиционное название абсолю розы, полученного из Rosa Centifolia |
Rose Otto | Эфирное масло, полученное гидродистилляцией цветков Rosa Damascena |
Абсолю | См. конкрет. |
Агрумен | цитрусовый |
Аккорд | Смесь двух запахов, который производит третий, который отличается от первых двух. Каждая составляющая запаха находится в балансе и гармонии друг с другом так, чтобы никакой отдельный компонент не мог быть обнаружен. Аккорд - обычно маленькая часть структуры духов также, как аккорд - действие музыки как отдельная нота в симфонии. |
Алкоголь | Термин, обычно применяемый к этиловому спирту, растворителю, применяемом для растворения эфирных масел. |
Альдегид | Вещества, имеющую химическую группировку R-CHO. Применяется к алифатическим альдегидам, используемых в парфюмерии с числом атомов углерода от 6 до 12. |
Альдегидный | Термин, относящийся к особому запаху с жирной нотой, характерному для альдегидов с числом атомов углерода от 6 до 12. Известен в Chanel No 5 и в некоторых версиях мыл Lux. |
Амбровый | Тяжелый, полный, обладающий «телом» теплый аромат |
Ароматерапия | Терапия ароматом. Искусство и наука использования эфирных масел чтобы излечить болезни. Полезно в борьбе с напряжением или эмоциональными возбуждениями типа бессонницы и головных болей. Имеются немного клинических данных, чтобы утверждать эффективность ароматерапии в серьезных медицинских проблемах. Термин был фактически предложен французским химиком Р.М. Gattefosse. |
Аромахология | Наука, посвященная изучению взаимосвязи между психологией и ароматом. |
Аурведический | Искусство древней медицины Индии в продлении активной жизни. |
Бальзам | Вязкие выделения от деревьев или растений, которые просачиваются, когда внешние слои растения повреждены. Липкие материалы, которые дают смолистый приятно - древесный аромат. |
Бальзамический | Богатые, сладковатые, смолистые и теплые ноты аромата, связанные с бензоином, бальзамами Перу и Толу. Бальзамические ноты преобладают в «восточной» группе духов типа Shalimar, Obsession, Opium, Youth Dew. |
Бархатистый | Характеристика запаха, лишенного резкости. |
Букет | Смесь характерных для парфюмерного изделия ароматических нот. |
Верхняя нота | Запах от наиболее летучей части парфюмерного изделия. Появляется первым и сменяется средней нотой. |
Восточный | Парфюмерия, основанная на бальзамической ноте, с ванильной, животной нотой и нотой мха, например, Shalimar, Obsession, Opium, Samsara. Иногда применяется к парфюмерии с тяжелой, прочной и полной нотой. |
Гармоничный | Объединенная характеристика аромата. Качество, проявляющееся в том, что каждая нота находится в его естественном, без разногласия месте. |
Глубина | Качественный показатель сложного, тонкого, богатого и полного аромата. |
Грибной | Запах, характерный для плесени, грибов и мхов. |
Древесный | Запах свежесрубленного дерева, характерный для пачули и ветиверии. |
Духи | Водно-спиртовой раствор, содержащий 10-15% компаунда. |
Жасмин | Компонент запаха духов, который обусловлен главным образом бензилацетатом, циклическими кетонами («жасмоны»), а также амил- и гексилкоричным альдегидом. Один из главных направлений аромата. |
Животный | Нота неприятного и даже фекального направления. Опытные парфюмеры, используя вещества этого направления в комбинации с другими компонентами создают очень приятные ноты. Цибет-абсолю имеет 100% фекальный запах. Но в концентрации 0.1% с многими эфирными маслами дает ноту ландыша. Аналогичные свойства имеет метилиндол, который при сильном разбавлении имеет запах жасмина. Грамотное использование животной ноты дает возможность придавать синтетической парфюмерии так называемый натуральный характер. |
Жиры-носители | Растительные масла, используемые для разбавления эфирных масел для применения в ароматерапии. Среди них - миндальное, персиковое, абрикосовое, жожоба, виноградных семечек и расторопши. |
Зеленый | Запах свежести скошенной травы или размятых листьев. Зеленые ноты в большинстве комбинаций добавляют им естественность. |
Землистый | Ароматическая нота, соответствующая запаху свежей земли, лесного полога, плесени и мха. Землистая нота характерна для абсолю мха, ветиверии и пачули. |
Иононы | Натуральные или синтетические компоненты запаха ириса или цветов фиалки. Используемые в небольших количествах, хорошо подчеркивают цветочные, зеленые и древесные тона. Придают духам гармоничность. К этим запахам происходит быстрое привыкание, но эффект гармонизации не исчезает. |
Камфорный | Свежий, чистый, охлаждающий. Характерен для эфирного масла эвкалипта. В ноте присутствует в лавандовом, розмариновом и других эфирных масел. |
Кельн | Город в Германии, где предшественник современных духов был сначала произведен (Eau De Cologne - Kolnisch Wasser – Вода из Кельна) почти 300 лет назад. Первоначально представлял собой смесь масел цитрусовых. Популярны Farina Gegenuber и 4711, которые выпускаются уже более чем 200 лет. |
Классический | Классический аромат может рассматриваться как классическая живопись или музыка. Стиль структуры аромата, которая имеет глубину и обычно более высокий процент цветочного абсолю (на 3-10 %) по сравнению с современным стилем аромата. |
Кожа | Характеристика запаха с дымной нотой. Осуществляется в духах бобровой струей, ладаном, фенолом и хинолином. |
Компаунд | Название, используемое в промышленности для сконцентрированных духов или смеси ароматов, которые используют в парфюмерных изделиях. |
Конкрет | Смесь эфирных масел, восков и красящих веществ, который получен из ароматического сырья, например, лепестков цветка, экстракцией летучими растворителями, например, гексаном или петролейным эфиром. Представляет собой после удаления растворителя твердую воскообразную массу. Для извлечения пахучих веществ конкрет растворяют в этиловом спирте, затем раствор охлаждают до –200С. После выпадения восков в осадок спиртовой раствор упаривают и получают абсолю. Обычно абсолю - это высокоароматичная вязкая жидкость, используемая в высшей парфюмерии. |
«Королева востока» | Бальзамически-смолистая нота. |
Ладан | Ароматная смола в твердой или порошковой форме, предназначенная для окуривания помещений в религиозной практике. |
Ландыш | Один из трех главных (наряду с жасмином и розой) запахов цветочного направления. В отличие от натурального жасмина и розы ландыш легко моделируется оксицитронеллалем, лиралем и лилиалем. Природным источником с запахом ландыша может быть эфирное масло розового дерева. |
Легкость | В противоположность тяжелому, доминирующему. Часто синоним свежего. |
Лесная смесь | Ароматичный запах, напоминающий свежую древесину с нотой мха. |
Линалоол | Натуральный или синтетический компонент духов с запахом ландыша. Один из главных компонентов многих духов, часто применяемых для создания цветочной ноты. Его количество в парфюмерных композициях часто достигает 30%. |
Медовый | Интенсивно сладкая, в некоторой степени лекарственная нота с ощущением густоты и стойкости. Характерно для фенилацетатов. |
Модерн | Современная парфюмерия, основанная в отличие от классической на легких, наркотических нотах с цветочным направлением. |
Наркотический | Термин, используемый для обозначения эффекта действия некоторых цветочных запахов, например, нарцисса, туберозы, иланг-иланга. |
Натуральный | Продукт, имеющее природное происхождение и выделенный из природных источников методами экстракции или отгонки с паром. |
Нота | Ощущение «единичного» запаха в комплексном аромате или период в испарении духов – верхняя, средняя и нижняя нота. |
Одеколон | Первоначально название освежающих жидкостей с ароматом цитрусовых. В настоящее время готовится на основе 3% водно-спиртового раствора ароматической смеси (компаунда). |
Одеколон женский | Легкая форма аромата с концентрацией 3% духов на основе водного спирта. |
Одеколон мужской | Более сконцентрированный чем женские одеколоны (5-8%), подобный туалетной воде (Eau Toilette). Мужской одеколон «После Бритья» имеет 3 - 5% компаунда. |
Органический | Здесь – способ культивирования эфиромасличных растений для получения эфирных масел без применения гербицидов, пестицидов и подкормки . |
Парфюмерия | Наиболее концентрированная (20-50%) форма пахучих веществ. |
Плоский | Оценка запаха как лишенного каких-либо характерных черт, лишенный сложности и глубины. Противоположный гармоничному. |
Помада | Жир, насыщенный эфирным маслом в процессе анфлеража. |
Пресыщение | Аромат, который является чрезмерным, избыточным, прилипчивым. В духах такое явление наблюдается при слишком долгом действии запаха. |
Пряный | Нота аромата, связанная с запахом гвоздики, корицы, чабреца. |
Попурри | Пахучая смесь высушенных измельченных цветов. |
Растительный | Гербальный. Имеющий отношение к естественному запаху растений. |
Резиноид | Экстракт из смол, бальзамов или высушенных корешков. Используется в парфюмерии как фиксатор |
Резкий | Сырой, неуравновешенный, грубый с резким запахом. Часто «химический» в характере. |
Роза | Один из трех главных цветочных нот в парфюмерии. |
Розовые спирты | Главные компоненты розового эфирного масла – нерол, гераниол, цитронеллол. Иногда встречается термин - родинол |
Свежий | Легкий аромат, ассоциированный с зеленью и цитрусовыми. Свежий цветочный аромат применим для оценки запаха ландыша и розы. |
Сексуальный | Термин для мягкого, «чувствительного», мускусного запаха. |
Сенный | Приятный аромат клевера. Представлен в парфюмерии синтетическим кумарином. Имеются и природные источники. |
Сила | Относительная интенсивность запаха. |
Синергизм | Комбинированный эффект смесей чистых веществ, обладающих запахом. Результатом смешения запахов может быть усиление или ослабление запаха или появление некоторого другого запаха. |
Синтетический | Полученный искусственным способом, например, полученный в лаборатории в результате химического синтеза. |
Сладкий | Термин, используемый для описания характерной ноты, ассоциированный со сладким вкусом. Различается ванильная сладость, цветочная сладость и фруктовая сладость. |
Средняя нота | Средняя (главная) часть развития аромата после первого ощущения. Формируется на коже через 10-20 минут . |
Стабильность | Степень неизменного действия парфюмерии под действием тепла, света или воздуха, влияющие на цвет, запах и вязкость составных частей духов. |
Стойкость | Способность запаха сохранять его характерный запах. См. устойчивость. |
Сухой | Ощущение, произведенное некоторыми компонентами духов, которые дают эффект сухости. Часто связывается с древесным, ирисовым запахом, а также с формиатами (эфирами муравьиной кислоты – геранилформиат, терпинилформиат), которые в натуральном виде присутствуют в эфирном масле герани-бурбон. |
Тело | Главная тема аромата, «сердце» духов. Также используется, чтобы описать аромат, который ощущается как отчетливый или полный. |
Травянистый | Нота, которая является естественным прохладным, похожее на запах листвы, сено-подобный, возможно немного лекарственный, например лаванда, ромашка, мускатный шалфей, розмарин. За эту ноту отвечают терпеновые спирты и их эфиры. В отличие от пряных нот, которые ассоциируются с горячим, травянистая нота от эфирных масел производит небольшое охлаждение при приближении к губам. Пряная же нота (например, гвоздика, чабрец, корица) в аналогичных условиях производит небольшое горячее воздействие. |
Туалетная вода | Водно-спиртовой раствор, содержащий 3-8% компаунда. |
Тяжелый | Интенсивный запах, часто сладкий и бальзамический, но без воодушевления и вибраций. |
Усталость | Результат длительного воздействия аромата на рецепторы. |
Устойчивость | Способность духов или ноты длительно воспроизводиться на какой-либо поверхности. |
Фиксатор | Материал, используемый в духах, чтобы «зафиксировать» духи, то есть продлить им длительность воздействия без изменения качества аромата. В качестве фиксатора используют материалы натурального или искусственного происхождения, способные обратимо связывать компоненты аромата духов. |
Фруктовый | В парфюмерии относится к сладковато-горьким нотам съедобных фруктов (кроме цитрусовых), например, яблоки, земляника, бананы. |
Цветочный | Запах, похожий на цветы. Ассоциируется с натуральным, мягким. |
Цитрусовая нота | Свежий, слегка горькая нота, характерная для лимона, апельсина, грейпфрута, бергамота. |
Шипр | Шипр представляет собой парфюмерное изделие, где свежая нота цитрусовых объединены с дубовым мхом и обычно обогащены древесными и животными нотами, характерными для ладана и пачулей. В современном шипре свежие ноты могут быть изменены или даже заменен фруктовыми или зелеными комбинациями. Часто в шипре присутствует кожаная нота и много мужских ароматов основаны на основной структуре шипра. Образец этого происходит от шипра Coty (почти 100 лет назад). Современные примеры - Miss Dior и Aramis. |